Маленькое счастье
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Как британская авиация воевала в СССР

Как британская авиация воевала в СССР

Именно британские военные летчики помешали немцам захватить воздушное пространство Заполярья.

БОРИС ЕГОРОВ

Несмотря на то что Великобритания и Советский Союз были союзниками в войне против нацистской Германии, их солдаты редко сражались плечом к плечу на поле боя.

Они воевали на далеких друг от друга театрах военных действий и выполняли разные боевые задачи.

Тем не менее, совместные операции случались.

Советские военные корабли встречали и сопровождали британские арктические конвои в порты СССР, войска двух стран вместе осуществили оккупацию дружественного Третьему Рейху Ирана.

Одним из ярких, но забытых эпизодов боевого советско-британского сотрудничества стало участие летчиков Королевских военно-воздушных сил в военных действиях против немцев и финнов в советском Заполярье.

Как британская авиация воевала в СССР

На защиту русского севера

Когда 22 июня 1941 года Германия вторглась в СССР, Сталин и Черчилль на время забыли о прошлых обидах ради победы над общим врагом.

В рамках военной помощи было решено отправлять через Северный Ледовитый океан конвои с британским вооружением для Красной Армии.

Ближайшим незамерзающим советским портом в Заполярье, способным принимать британские грузы, был находящийся в опасной близости от финской границы Мурманск.

Его потеря могла привести к краху всей системы столь важных поставок.

Специально для усиления обороны Мурманска, а также для обучения советских пилотов пилотированию поставляемых СССР истребителей Харрикейн в Лондоне была инициирована операция Бенедикт — отправка британских пилотов в Советский Союз.

В ее рамках было сформировано 151-е авиакрыло Королевских ВВС, включавшее больше тридцати пилотов и около пятисот техников, летных диспетчеров, переводчиков, медиков, поваров и т.д.

Как британская авиация воевала в СССР

Дорогие гости

Большая часть британцев прибыла в СССР вместе с первым арктическим конвоем Дервиш 31 августа 1941 года.

15 разобранных истребителей Харрикейн везли грузовые корабли, еще 24 готовых к взлету корабля находились на палубе авианосца Аргус, подошедшего к советскому побережью 6 сентября.

Встречали союзников по-королевски, насколько это было возможно в тех условиях: регулярно водили в баню, ставили на стол лучшее, что могли предложить.

Питания нам давали очень много, причем было много хорошей вкусной еды: икра, копченая семга, консервированный финский окорок, шампанское, масло, яйца, красное вино, блины, шоколад, консервированный компот из вишен и слив, — вспоминал летчик Тим Элкингтон. (Михаил Жирохов.

Асы над тундрой.

Воздушная война в Заполярье . 1941-1944.

М., 2011) При этом в Архангельске и Мурманске жители уже перешли на уменьшенные рационы.

Как британская авиация воевала в СССР

Однако британские пилоты приехали в СССР вовсе не на отдых.

Они ежедневно обучали советских летчиков пилотированию истребителей Харрикейн.

За короткий срок было подготовлено четыре авиаполка Карельского фронта.

А те в свою очередь по цепочке передавали свои знания пилотам других фронтов, куда должна была поступить иностранная техника.

Британцы поражались храбрости русских.

Они поднимались в воздух в любую погоду, даже в снежный буран, чего летчики Королевских ВВС никогда бы не сделали.

У него, казалось, совсем не было страха.

Он был либо очень-очень хорош, либо он был сумасшедшим.

Я до сих пор не уверен, что из двух, — пилот Эрик Картер вспоминал о лучшем советском асе (25 воздушных побед) начального периода войны Борисе Сафонове, также проходившим обучение на иностранной машине.

Как британская авиация воевала в СССР

Боевое братство

Занимаясь обучением советского летного состава, британские пилоты не собирались отсиживаться в тылу.

Уже в начале сентября в воздух для патрулирования поднялись Харрикейны 151-ого авиакрыла.

В течение последующих месяцев британцы регулярно участвовали в воздушных боях с немецкой и финской авиацией, прикрывали советские бомбардировщики и корабли Северного флота, защищали Мурманск от вражеских бомбардировок.

Противник сразу почувствовал, что к русским прибыли прошедшие воздушную Битву за Британию опытные пилоты Королевских ВВС.

Потеряв 15 самолетов в боях с 151-м авиакрылом, Люфтваффе было вынуждено снизить свою активность в воздухе.

Они приехали сюда драться и дерутся, как настоящие солдаты, самоотверженные и дисциплинированные. (. ) Дорвавшись до боя, англичане дерутся наравне с моими орлами.

Может быть, кто-нибудь другой, а я не могу сказать лучшей похвалы, чем эта, — рассказывал журналистам о британских летчиках один из советских командиров.

Как британская авиация воевала в СССР

Возвращение домой

В ноябре 1941 года миссия пилотов 151-ого авиакрыла на русском севере была завершена.

Когда направлявшийся в Англию корабль с британскими пилотами покидал Архангельск, в небе их провожали Харрикейны с красными звездами на крыльях.

За операцию Бенедикт четверо советских летчиков были награждены британскими крестами За выдающиеся лётные заслуги.

Четверо летчиков Королевских ВВС в свою очередь получили высшую государственную награду СССР — Орден Ленина.

Как британская авиация воевала в СССР

Операция Бенедикт продлилась лишь несколько месяцев.

Тем не менее, во многом благодаря британским летчикам Заполярье осталось единственным участком Восточного фронта, где Люфтваффе не смогло завоевать тотальное господство в воздухе.

Это в свою очередь способствовало успешной обороне Мурманска и сохранению поставок военной техники и материалов, что было важным для всего хода войны.

Комментарии закрыты.