Маленькое счастье
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Торквато Тассо — поэтический безумец

Торквато Тассо — поэтический безумец

11 марта 1544 года родился Торквато Тассо – один из самых знаменитых поэтов эпохи Возрождения.

Его творчество и судьба овеяны множеством легенд.

Итальянский поэт Торквато Тассо (1544−1595) — мегапопулярная и притом, возможно, самая трагичная и противоречивая фигура Ренессанса.

Его творчеством вдохновлялись Байрон и Гёте, Пушкин и Баратынский.

Ему посвятил красивейший симфонический этюд Лист.

Его живописали лучшие европейские художники.

Золотая клетка Феррары

Торквато проявляет незаурядные поэтические способности уже в 14 лет.

В первых поэтических опытах он идеализирует рыцарство.

Куртуазный герой юношеской поэмы Ринальдо охвачен возвышенными помыслами и влеком любовью к прекрасной даме.

Тассо черпает материал из Античности, штудирует Платона и Аристотеля, подражает Вергилию.

Приближённый в 1565 году ко двору Альфонсо д’Эсте, герцога Феррарского, он пишет первую версию грандиозной эпической поэмы Освобождённый Иерусалим о подвигах Готфрида Бульонского во время Первого крестового похода.

Это монументальное произведение станет вершиной Высокого Возрождения.

Торквато Тассо — поэтический безумец

Торквато Тассо — поэтический безумец

Франческо Подести.

Тассо, декларирующий Освобождённый Иерусалим при дворе, 1831−1834. Источник: museivaticani. va

Обширные познания, благородные манеры и блистательный талант Тассо особо ценили придворные дамы и сёстры герцога, принцессы Лукреция и Леонора д’Эсте.

Последняя была ярчайшим типом ренессансной женщины: хорошо образованная, увлечённая философией, смелая в суждениях.

Они часами вели интеллектуальные беседы.

Однако Леонора демонстрировала лишь светское снисхождение, сохраняя сердечную холодность.

К тому же, согласно преданию, поэт никогда не улыбался, что немало обескураживало женщин.

Торквато Тассо — поэтический безумец

Торквато Тассо — поэтический безумец

Сложные отношения красавицы и поэта вдохновляли многих художников.

Немецкий жанровый живописец Август Фердинанд Хопфгартен запечатлел поэта, кажется, слегка смущённым прелестью облика и непринуждённостью манер Леоноры.

Итальянский мастер Феличе Скьявони, напротив, изобразил Леонору растроганной лирическими строфами Тассо.

Другой итальянец, Доменико Морелли, застал Леонору в компании светских дам, явно скучающих от высокой поэзии.

Австрийский художник Ганс Макарт представил декламацию как идиллическую вневременную сцену.

Торквато Тассо — поэтический безумец

Торквато Тассо — поэтический безумец

Обласканный вниманием аристократической публики, но крайне амбициозный и тщеславный, Тассо считал себя недооценённым и ревниво подсчитывал лавровые венки коллег по литературному цеху.

Не доверяя и самому себе, он усердно шлифовал, мучительно совершенствовал Освобождённый Иерусалим даже после его завершения, в итоге потратив на это произведение 30 лет жизни.

Торквато Тассо — поэтический безумец

К тому же и закулисье двора обнаруживает свою истинную сущность.

Знать заглазно иронизирует над оторванным от жизни стихотворцем, придворные плетут злобные интриги.

И всех жгуче интересуют любовные отношения неулыбчивого поэта.

Согласно ещё одной легенде, Тассо был безответно влюблён в Леонору д’Эсте, но не мог открыто демонстрировать свои чувства ей как принцессе и создавал видимость симпатии к Леоноре Санвитале или другой придворной даме с таким же именем.

Торквато Тассо — поэтический безумец

Карл Фердинанд Зон.

Торквато Тассо и две Леоноры, 1839. Источник: commons. wikimedia.org

Картина немецкого исторического живописца Карла Зона воспроизводит сцену трагедии Гёте Торквато Тассо, в которой принцесса Леонора д’Эсте и придворная певица Леонора Санвитале с нескрываемым унынием наблюдают за поэтом, всецело поглощённым сочинительством.

На холсте итальянского художника Доменико Морелли пресыщенные искусством аристократки хотя бы вежливо имитируют интерес.

Торквато Тассо — поэтический безумец

Добиваясь безоговорочного признания, Тассо рассылает свою поэму всем, кого считает подлинно просвещёнными людьми.

Но — увы! — сталкивается с жестокой реальностью.

Фанатичный католик Антониано настаивает на исключении из текста любовных сцен и прочих эпизодов, способных смутить верующих.

Литературный критик Сперони усматривает в поэме нарушение правил поэтики Аристотеля.

Попутно Тассо с горечью прозревает: правление герцога Феррарского деспотично, а свобода творчества несовместима с ролью придворного поэта.

Он решает опубликовать Освобождённый Иерусалим в Тоскане.

Узнав, что вместо прославления рода д’Эсте произведение рискует стать достоянием Медичи, коварный герцог посылает к поэту воров.

Торквато Тассо — поэтический безумец

Ящик с текстами взломан, часть украдена — Тассо невероятно взбешён!

Далее у него развивается мания преследования, ему повсюду мерещатся заговоры.

Прежде сомневавшийся в загробной жизни, он слышит ангельские трубы Страшного Суда и воображает, будто документы и письма похитил не кто иной, как сам дьявол.

Многочасовые исповеди у главного инквизитора Болоньи лишь немного ослабляют галлюцинации.

Мудрый безумец

В печально памятном 1576 году Торквато ввязывается в публичную потасовку с неким Эрколе Фуччи и получает крепкий удар палкой по голове, возможно, усугубившим его психическое расстройство.

Погожим июньским днём 1577-го Тассо бросается с кинжалом на слугу при присутствии Лукреции.

Заключённый под стражу, он переодевается в чужое платье, совершает дерзкий ночной побег и через всю Италию направляется к своей сестре Корнелии.

Не доверяя, однако, и родственнице, какое-то время выдаёт себя за другого человека, а о себе сообщает как об умершем.

Торквато Тассо — поэтический безумец

Вернувшись в Феррару в феврале 1579 года накануне свадьбы герцога, он вновь оказывается во власти паранойи аккурат в день своего 35-летия — 11 марта.

Тассо обвиняет придворных в ереси и разврате, накидывается на них со страшными угрозами — и вновь попадает в заключение, только теперь уже в сумасшедший дом, где его сажают на цепь как буйнопомешанного.

По легенде, Тассо был насильно отправлен в больницу ещё и за недозволенный чувственный порыв к сестре герцога: однажды во время беседы в саду он вдруг обнял её и поцеловал.

Торквато Тассо — поэтический безумец

Через год без ведома и вопреки воле поэта публикуют 14 песен Освобождённого Иерусалима.

В жутких условиях больницы-темницы Тассо проводит долгих семь лет, покуда Альфонсо II наконец не соизволяет дать ему свободу после настойчивых просьб почитателей поэта.

Безумие творца, тяжкая участь гения, противостояние толпе — что может быть привлекательнее для людей искусства, будь они философами, художниками или теми же поэтами!

Мишель Монтень в Опытах описал своё посещение Тассо в лечебнице: Я ощутил скорее горечь, чем сострадание, когда, будучи в Ферраре, увидел его в столь жалком состоянии, пережившим самого себя, не узнающим ни себя, ни своих творений, которые без его ведома были у него на глазах изданы в изуродованном и неряшливом виде.

Это горькое описание вдохновило французского художника Флёри-Франсуа Ришара на создание тематического полотна.

Торквато Тассо — поэтический безумец

Флёри-Франсуа Ришар.

Монтень посещает Тассо, 1822. Источник: commons. wikimedia.org

Для художников-романтиков вроде Эжена Делакруа заточённый в четырёх стенах автор великих стихов стал воплощением поэта-рыцаря, устремлённого к высоким идеалам, страдающего за своё искусство и презирающего раболепие.

Секретарь герцога Тосканского называл Тассо мудрым безумцем.

Во многом благодаря Тассо в истории европейской мысли сложилось понятие furor poeticus, в разных контекстах означающее поэтическое безумие или поэтическое воодушевление.

Торквато Тассо — поэтический безумец

Эжен Делакруа.

Тассо в больнице святой Анны, 1839. Источник: commons. wikimedia.org

В последние годы жизни Тассо создаёт новую версию своего героического эпоса и даёт ей название Завоёванный Иерусалим, но это лишь тусклый отблеск заката поэтического славы.

Текст лишён былой лёгкости, наполнен трескучей патетикой.

Отчаявшийся несовершенством мира, измученный душевным недугом, Тассо умер в 1595 году, не дожив всего несколько дней до своей заветной мечты — коронования на Капитолийском холме как великого поэта.

Лавровый венок лёг уже на гроб Тассо.

К началу 19-го века мода на Тассо стала заметной составляющей дворянской культуры.

Его строки не только цитировали, но и высекали в мраморе — например, на памятнике Екатерине II в усадьбе Архангельское.

И даже в наши дни гондольеры распевают бессметные строфы прославленного итальянца.

Комментарии закрыты.