Маленькое счастье
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Полтора века русской скульптуры

Полтора века русской скульптуры

До Петра I светской скульптуры в России практически не существовало.

Появление светской скульптуры в России

Скульптурные памятники существовали на Руси задолго до царя-реформатора Петра I, но все они имели отношение к религиозному искусству.

Это были великолепные образцы деревянных фигур святых и декоративные рельефы на фасадах церквей.

А светскую скульптуру можно назвать ровесницей Санкт-Петербурга, потому что когда Пётр стал строить новый город, она ему понадобилась для возвеличивания триумфов Северной войны, для украшения дворцов, зданий и даже кораблей.

Он пригласил иностранных мастеров, в совершенстве владевшими искусством ваяния, и среди них — Карло Растрелли, Андреас Шлютер, Конрад Оснер и Никола Пино.

Некоторые скульптурные произведения Пётр I для Северной Венеции закупал.

Так, например, в Италии были приобретены статуи для украшения Летнего сада.

Первые русские скульпторы

Рождение русской скульптуры связано с основанием в Санкт-Петербурге Академии трёх знатнейших художеств, замысел создания которой восходил к реформам Петра, но был осуществлён только его дочерью Елизаветой Петровной в 1757 году.

Первым президентом академии стал Иван Иванович Шувалов, один из самых просвещённых людей своего времени, покровитель, друг и соратник Михаила Ломоносова.

Иван Шувалов также был основателем и куратором Московского университета, где в 1758 году для обучения знатнейшим художествам отобрали шестнадцать наиболее способных юношей и привезли их в Петербург, где было набрано ещё 20 человек, в основном из солдатских детей.

Академия делилась на живописный, скульптурный, архитектурный и гравировальный классы.

Педагогическая система была строго регламентирована и, в соответствии с принципами классицизма, ориентирована на изучение и творческое переосмысление античных эстетических норм.

Корни и источники русской скульптуры

В академии преподавали иностранные художники.

Скульптурный класс в 1758—1778 гг. возглавлял Николя Франсуа Жилле (1712−1791) — известный французский ваятель, мастер портрета и декоративной пластики.

В России раскрылся его педагогический талант — почти все русские скульпторы того времени были его учениками.

Полтора века русской скульптуры

Первым и самым старшим учеником французского мастера стал Федот Шубин.

Сын поморского крестьянина, он во многом (в том числе и в буквальном смысле) повторил путь своего великого земляка Михаила Ломоносова, по протекции которого и оказался в Академии художеств.

Он, а также Феодосий Щедрин, Михаил Козловский, Фёдор Гордеев и Иван Прокофьев принадлежат к первому шуваловскому поколению учеников академии.

Русская скульптура вне сомнения находилась под влиянием в первую очередь искусства Италии и Франции.

Отчасти это было связано с тем, что именно в эти страны в пенсионерские поездки направлялись выпускники, заслужившие Большую золотую медаль за своё дипломное произведение.

Форма — античная, содержание — русское

Для получения Большой золотой медали скульптору в 18-м веке надо было изваять барельеф на сюжет из русской истории для прославления отечества.

Поэт и драматург Александр Сумароков писал о необходимости изображения истории своего отечества и лиц великих в оном людей.

Например, в 1772 году следовало создать рельеф на сюжет Изяслава Мстиславовича хотели убить любимые его воины не знавши, о том как Изяслав Мстиславович, внук Владимира Мономаха, ведя многочисленные войны, чуть не был убит в одном из сражений своими же воинами, не узнавшими его.

Полтора века русской скульптуры

Большой золотой медалью был награждён Феодосий Щедрин.

Полтора века русской скульптуры

Михаил Козловский, который уже соперничал с Щедриным в 1771 году в конкурсе на тему Крещение Владимира, получил малую золотую медаль.

Полтора века русской скульптуры

Александр Матвеев в период поисков путей развития русского искусства и обновления художественного языка стремился гармонично соединить в пластической форме классическую традицию и строгую конструктивность с ясностью и лаконизмом.

Результатом его многолетней педагогической деятельности стало возникновение ленинградской школы.

С 24 марта по 16 мая года в Петербургском манеже пройдёт выставка (Не)подвижность.

Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева.

В экспозиции — лучшие работы эпохи зарождения и расцвета русской классической скульптуры с середины 18-го до начала 20-го столетия.

Комментарии закрыты.