Маленькое счастье
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Как Сталин застрял в метро

Как Сталин застрял в метро

85 лет назад московское метро приняло первых пассажиров.

По тоннелям помчались вагоны — тогда ещё желто-коричневые.

В 1935 году их насчитывалось всего несколько десятков, сегодня — почти 6 тысяч.

А и Б стояли на путях первыми.

Первые вагоны А, моторный и прицепной, сконструировали на машиностроительном заводе в Мытищах, а оборудование к ним — на московском заводе Динамо.

Конструкторы ориентировались на зарубежные образцы и стремились превзойти их.

Первый А изготовили 13 октября 1934 г. и уже через два дня поставили на рельсы — испытывать.

Одним из первых в путешествие по тоннелю отправился Иосиф Сталин.

Так как метростроевцы и вагоностроители работали в спешке (партия хотела открыть метро к очередной годовщине Октябрьской революции!), то что-то недосмотрели в тормозной системе, и поезд примерно на полчаса застрял между станциями вместе с недовольным вождём.

После этого рабочих перестали торопить.

Вагоны типа Б (их произвели 162 шт. в 1937-1939 гг.) стали немного усовершенствованным последователем вагонов А.

Их уже окрашивали в голубой цвет, который вскоре прижился в метро.

Во время жестоких бомбардировок Москвы немецкими самолётами в 1941–1942 гг. вагоны А и Б стали местом ночлега для москвичей, которые спускались под землю, чтобы укрыться от налётов.

Большинство оставалось на платформах, где устраивалось подобие кроватей, а дети, больные и старики спали в вагонах.

Как Сталин застрял в метро

Вагонов типа A Динамо и Мытищинский машиностроительный завод произвели в 1934–1937 гг. всего 111 штук — 55 моторных и 56 прицепных.

Они двигались в среднем со скоростью 35 км/ч (максимальная скорость — 65 км/ч).

Составы формировались по 4-6 вагонов, так как они могли функционировать только секциями — моторный плюс прицепной.

Каждый А был снабжён 8 двухстворчатыми дверями, которые открывались автоматически благодаря пневматическому механизму.

В вагонах имелось по 44 места для сидения и 110 мест для стояния, но фактически они вмещали до двухсот пассажиров.

Как Сталин застрял в метро

После войны вагоны А перекрасили в серо-зеленый (верх вагонов) и тёмно-синий (нижняя часть). Они верно служили метро до 1975 г.

Три вагона типа А (под номерами 1, 21 и 1031) были отреставрированы несколько лет назад.

Теперь этот состав — экспонат музея метро.

Однако экспонат не стоит без дела — старые А возят по метро экскурсии.

В период Великой Отечественной войны Метрострой не останавливал работу ни на минуту.

С 1943 по 1944 гг. открылось семь новых станций.

Однако новые вагоны не строили, и когда после победного мая 1945 года резко возрос пассажиропоток в метро, стал ощущаться их дефицит.

Мытищинский машиностроительный завод не мог сразу приступить к производству.

Так в метро попали трофеи — вагоны В, военные.

С 1947 по 1964 гг. по путям под Москвой ходило 120 переименованных берлинских вагонов 1920-30 х гг.: С-1 и С-2 (они отличались формой кузова).

Их модернизировали в вагоноремонтных мастерских метрополитена в электродепо Сокол: полностью автоматизировали двери, изменили ширину колеи колёсных пар, а также отделали по-московски (кожаные сидения и линкруст на стенах) и пустили в дело.

Постепенно В выходили из строя, запчастей для них не было, и их заменяли новыми советскими вагонами.

Как Сталин застрял в метро

Голубой, темно-синий и серо–зеленый, стали привычными цветами подземных поездов с 1947 г., когда возобновилось производство вагонов серии Г (1940; 1947-1955). Они проектировались для движения по второй очереди Московского метрополитена а именно для Горьковского радиуса, в связи с чем и получили обозначение Г. Г возили москвичей до 1983 г.

Однако конструкторы и не думали отдыхать.

Сразу после запуска серийного производства Г началась разработка вагонов пятого поколения.

Инженеры применили новые технологии, кое-что позаимствовали у немецких В, например, автосцепку Шарфенберга.

Для новинок, производство которых началось в 1955 году, придумали обозначение Д.

Так случайным образом и получился фрагмент алфавита. Теперь в метро работали вагоны под буквами от А до Д.

Эксплуатировались Д до 1995 года.

Затем появились Е (1959–1969) и не покидали подземку до 2008-го.

Инженеры всё время находили способ сделать метро лучше.

Каждый новый тип вагонов чем-то превосходил предшественников.

К примеру, Д на несколько тонн легче Г, а Е разгонялись уже до 90 км/ч и вмещали по 40 сидячих и 220 стоячих мест!

К тому же, в Е впервые расширили дверные проёмы.

Совершенствовались внутренняя отделка и оснащение — диваны, свет, вентиляция, тормоза, радиооборудование.

Пассажирам тогда, должно быть, казалось, что лучше сделать нельзя — едва ли кто-то мог представить, что в XXI в. в метро появятся телевизоры.

Как Сталин застрял в метро

Ем, Еж, Еж3 и другие вагоны — все это модификации типа Е. В основном они отличались электрооборудованием и вместимостью.

Различные Е и Ежи стали одним из самых массовых типов вагонов московского метро (их построили более тысячи).

Последние из них навсегда ушли в депо только в году.

Так называемые номерные вагоны, прервавшие алфавитную традицию наименования, стали надолго самыми многочисленными под землёй.

Сделанные в Москве и Ленинграде (а затем Петербурге) 81-717, 81-714 и их вариации конструктивно напоминают Ем и Еж, но имеют несколько иную конструкцию промежуточных вагонов (их лишили кабин машинистов, чем обеспечили большую вместимость).

Номерные впервые заработали в 1978 г., а уже в 1990-е годы они полностью доминировали в подземке.

Всего их произвели более 3,3 тыс., да и сегодня этих вагонов в подвижном составе московского метрополитена насчитывается великое множество — а если точнее, 2 274.

Номерные легко узнать по характерным фонарям, горизонтальным белым полосам на боку и крестообразному рисунку на дверях.

В начале XXI века у перронов московских станций метро стали появляться футуристичные поезда типов Яуза, Русич, Ока и Москва.

Если Яуза (с 1998 г.) вышли из эксплуатации в г., то остальные ещё переживают расцвет.

Как Сталин застрял в метро

Современные вагоны отличаются плавным и тихим ходом, разнообразной расцветкой, эргономичными сидениями, продвинутыми системами автоматизированного управления и вентиляции, усовершенствованными тормозами и аварийными выходами. В Русичах появилось отопление и кондиционеры, в Оке — оборудованные места для инвалидов и сквозной проход между вагонами.

Москва же вобрала в себя всё лучшее, что придумали российские и иностранные инженеры за 85 лет.

Всё нацелено на комфорт пассажира.

В поездах нового поколения можно даже зарядить смартфон или другие устройства с USB-портом, а если все-таки жизненно важная техника разрядилась и нужно выбрать путь к станции назначения, с этим помогут сенсорные экраны в вагонах.

О кондиционерах, отоплении и накопительных площадках и говорить не стоит — это уже стало стандартным наполнением.

Как Сталин застрял в метро

Изюминка современного московского метро — 5 вагонов Акварели (именной состав типа Русич).

Красочный поезд-галерея курсирует по Арбатско-Покровской линии.

В метро уже начали поступать поезда новой серии Москва-2020 с модернизированным дизайном и пультом управления, широкими дверями, обновленными поручнями, подсветкой и сидениями.

6 октября первый поезд Москва-2020 перевез пассажиров по Кольцевой линии.

В планах: запустить составы той же модели на Калужско-Рижской и Большой Кольцевой линиях.

Комментарии закрыты.